ИТОГИ РАБОТ КИПРСКОЙ ЭКСПЕДИЦИИ ИИМК РАН В 2008-2012 И В 2014-2015 ГГ.
Главные вкладки
Владимир Горончаровский
В.А. Горончаровский
ИТОГИ РАБОТ КИПРСКОЙ ЭКСПЕДИЦИИ ИИМК РАН
В 2008-2012 И В 2014-2015 ГГ.
Аннотация
В статье представлены результаты исследований Кипрской экспедиции ИИМК РАН в местности под названием Аногира-Влю на территории Республики Кипр. Раскопки показали, что в III-I вв. до н.э. здесь функционировал строительный комплекс, связанный с производством оливкового масла. Около двух столетий спустя на этом месте возникло небольшое сельское святилище Аполлона, на территории которого открыты часть культового зала, большой четырехуровневый двор и несколько служебных помещений. Финальный этап существования святилища связан с катастрофическим землетрясением 365 г., практически уничтожившим соседний город Курион.
Ключевые слова: Кипр, эллинистическая маслодельня, сельское святилище Аполлона II-IV вв. н.э
Abstract
This paper presents the results of investigations of Cypriot expedition of the Institute for the History of Material Culture which was carried at Anogyra-Vlou site on the territory of the Republic of Cyprus. Now we have been able to say that in the Hellenistic period there was a complex for olive oil-making. Some later the small rural sanctuary was functioned from the end of the 2nd century AD. The part of cult room, large four-level courtyard and some service rooms are uncovered at this place. Final phase of its existence is the time around 365 AD, when great earthquake caused neighboring city Kurion to be destroyed.
Key words: Cyprus, Hellenistic workshop for the producing of olive oil, rural sanctuary of Apollo of the 2nd-4th century AD.
В 2015 г. завершился седьмой сезон работ первой в истории российской археологии экспедиции на Кипре, близ западной границы округа Лимассол [Горончаровский 2014: ]. Выделенный для изучения кипрской стороной археологический памятник Аногира-Влю впервые привлек к себе внимание около 70 лет назад, когда тут были найдены две эллинистические известняковые статуи - Аполлон и женская фигура. Здесь же находился издавна популярный у местного населения объект: многотонный вертикальный камень с прорубленным в нем отверстием, когда-то предназначавшимся для крепления бруса пресса для выдавливания оливкового масла. В 1992 г. он был включен в каталог подобных объектов на Кипре без указания датировки [Hajisavvas 1992: 102, fig. 187, 212с].
На первом этапе проекта (2008 г.) проводилась только археологическая разведка, целью которой было уточнение границ и хронологии памятника, оценка степени его сохранности и сбор подъемного материала. Выявленные здесь строительные остатки античного времени находятся на естественной террасе, обращенной в сторону моря. Северной границей участка является небольшое скалистое плато, а западной - пашня с отдельными рожковыми деревьями. Общая площадь распространения культурного слоя составила около 0,5 га. Среди собранных на поверхности находок присутствовали с одной стороны обломок известняковой плиты с буквами кипрского силлабического письма, вышедшего из употребления к концу IV в. до н.э. и медная монета египетского царя Птолемея II (285-246 гг. до н.э.)[Svoronos 1904: № 708], с другой - фрагменты орнаментированных пифосов III-IV вв. н.э. [ср.: Waage 1933: 293 ff.; Hayes 1983: 156].
За период раскопок здесь вскрыто более 600 м² (рис. 1). В результате удалось установить, что в III–I вв. до н.э., когда Кипр был частью владений Птолемеев, на этом месте находилась мастерская по производству оливкового масла (рис. 2), разрушенная в результате мощного подземного толчка. Отсюда большое количество специфических каменных деталей во вторичном использовании при возведении на этом месте более позднего здания. От связанных с маслодельней сооружений напротив упомянутого вертикального монолита уцелела прямоугольная выемка в скале, где лежала огромная каменная гиря весом около 2,8 т с продольными и вертикальными вырубами под крепление рычажно-винтового пресса для отжима оливок. С производством оливкового масла связан также вторично использованный тарапан - плоская почти квадратная каменная плита со стороной около метра. В центре она имела круглую платформу диаметром 0.56 м, выделенную узким каналом 3-4 см глубиной и сливом в одном углу. Тара для разлива готовой продукции, судя по выявленным в 2015 г. геомагнитной разведкой трем гончарным печам, производилась в непосредственной близости от маслодельни.
В конце II в. н. э. небольшое сельское святилище возвели прямо на остатках производственного комплекса. При этом помещение с гирей превратили в подвал, на дне которого были обнаружены кости крупного быка и теленка - видимо, остатки жертвоприношения. Скорее всего, святилище было связано с распространенным в этой части Кипра культом Аполлона Гилатского (Лесного) [The Sanctuary of Apollo Hylates 1987: 24]. Планировка его довольно простая. Прежде всего, посетители попадали в большой открытый четырехуровневый двор (рис. 3), где самую верхнюю площадку покрывали большие, не раз ремонтировавшиеся известняковые плиты. На южной границе этого уровня находился вторично использованный известняковый саркофаг, куда стекала дождевая вода. Судя по развалам битой черепицы, найденным вдоль продольных сторон двора, по его периметру размещались дававшие прохладную тень крытые навесы.
К сожалению, значительная часть исследовавшегося строительного комплекса разрушена в результате интенсивной распашки, в том числе и главное культовое помещение, вход в которое со стороны двора не сохранился, но, по рассказам местного землевладельца, именно на этом месте были найдены известняковые статуи. Тыльная сторона у них почти не обработана, т.е. они были пристенными и, скорее всего, обрамляли парадный проход в «святая святых».
К востоку от двора располагались служебные помещения, частично перестроенные, видимо, после разрушительного землетрясения 324 г. В этот период была проведена перепланировка северо-восточной части здания, получившей отдельный вход с лестницей из четырех ступенек. Слева от него обнаружено стойло для осла или мула, о чем свидетельствуют предназначенные для привязывания два сквозных отверстия в угловом камне. Лестница вела в связанный с тремя помещениями небольшой дворик. В одном из них сохранилось несколько прямоугольных квадров, помеченных буквой А, что может служить указанием на почитание здесь Аполлона. В этой связи представляются не случайными находки массивных каменных блоков с буквой Е, так как она считалась священным символом Аполлона и служила предметом религиозного созерцания. Во времена Плутарха (ок. 45-127) в знаменитом святилище Аполлона в Дельфах служители храма демонстрировали золотое изображение «Е» - дар Ливии, жены императора Августа, медное — приношение афинян и первое, самое древнее - из чистого дерева [Plut. De Ei Delph. 3].
Кстати, в 12 м к отсюда, на склоне скалистого плато, в 2009 г. случайно были найдены обломок торса и нижняя часть статуи в виде задрапированной женской фигуры.
Имеющиеся данные позволяют сделать вывод о том, что заключительный этап существования святилища связан с постепенным упадком языческих верований на Кипре. Особенно активные выступления против них со стороны христиан прокатились по острову, как и по всей Римской империи, в последние годы правления императора Константина Великого (306-337). Раннехристианский писатель Созомен (400-450) в своей «Церковной истории» написал о судьбе многих античных святилищ, из которых тогда изымали драгоценности и статуи, такие строки: «… одни лишены дверей, другие кровель, а иные, будучи оставлены без внимания, обветшали и разрушились» [Sozom. II. 5]. Видимо, такая же судьба постигла и небольшое сельское святилище близ Аногиры. Находки монет Констанция II (337-361) [Castán, Fuster 1996: 363, no. 969] свидетельствуют, что это почти покинутое людьми это место было окончательно превращено в развалины страшным землетрясением 365 г. н.э. [Christou 2007: 63].
Остатки разрушенного здания святилища на рубеже IV-V вв. были использованы для строительства небольшого двухкомнатного дома площадью около 40 кв., с внешней стороны которого находилась каменная платформа, служившей основанием деревянной лестницы на второй этаж. Тогда же к северо-восточному углу святилища было пристроено помещение, судя по небрежности кладки стен и ширине входного проема, приспособленное для содержания скота. Таким образом, в результате нескольких полевых сезонов впервые удалось обозначить основные строительные периоды в истории данного археологического памятника.
Литература
- Горончаровский В.А. Российские археологи на Кипре // Археология древних обществ Евразии: хронология, культурогенез, религиозные воззрения. Труды ИИМК РАН. Т. XLII. СПб.: Арт-Экспресс, 2014. С. 304-314.
- Castán C., Fuster C. La moneda imperial Romana. Madrid; Barcelona: Graficinco, 1996. 432 р.
- Christou D. Kourion: Its Monuments and Local Museum. 8th ed. Nicosia: Filocypros, 2007. 104 p.
- Hajisavvas S. Olive oil processing in Cyprus from the Bronze Age to the Byzantine period // Studies in Mediterranean archaeology -. 1992.- Vol. 99. P. 1–130.
- Hayes J. W. The villa Dionysos Excavations, Knossos: The Pottery // Annual of the British School at Athens.– 1983.- No. 78. P. 97–169.
- The Sanctuary of Apollo Hylates at Kurion, Cyprus / ed. Soren D. Tucson: The University of Arizona Press, 1987. Pp. xi + 340.
- Waage 1933 – Waage F. O. The Roman and Byzantine Pottery //
Hesperia. - 1933.- Vol. 1. P. 279–328.
Рис. 1. Фотоплан раскопок на территории археологического памятника Аногира-Влю.
Рис. 2. Остатки эллинистической мастерской для производства оливкового масла.
Рис. 3. Вид с юга на верхнюю часть двора 4 с лестницей и водосборником.