• Русский
  • English

НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ В ТВОРЧЕСТВЕ ПЕНЕЛОПЫ ДЕЛЬТЫ

Докладчик

Ольга Александрова

Текст материала: 

УДК: 821.14'06-311.6

О. Н. Александрова

НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ

В ТВОРЧЕСТВЕ ПЕНЕЛОПЫ ДЕЛЬТЫ

Аннотация

Александрова О.Н. Национальная идея в творчестве Пенелопы Дельты. – Статья.

В статье рассматривается политическая, литературная и политическая деятельность знаменитой греческой писательницы Пенелопы Дельты (греч. Πηνελόπη Δέλτα, англ. Penelope Delta 1874-1941), принимавшей участие в разработке политических и общественных реформ.

Ключевые слова: Новогреческая литература, Великая идея, национальный вопрос, Пенелопа Дельта.

Abstract

Aleksandrova O. N. The national idea in the work of Penelope Delta. - Article.

In the article considers the political, literary and social activities of the famous Greek writer Penelope Delta (gr. Πηνελόπη Δέλτα, eng. Penelope Delta. 1874-1941), participated in the development of political and social reforms.

Keywords: Modern Greek Literature, Great idea, the national question, Penelope Delta.

 

Проблема официальной идеологии греческого государства нашла отражение в так называемой "Великой идее" ("Μεγάλη ιδέα"), официальной государственной позиции, распространившейся на высоком патриотическом революционном подъеме во время национально-освободительной борьбы против Османской империи, не потерявшей своей привлекательности для греков во время правления первого греческого правителя Нового времени Иоанниса Кападистрии (Ιωάννης Καποδίστριας, 1828-1831), оставшейся популярной в греческом обществе во времена греческих королей Оттона и Георга I, так и оставшейся распространенной в греческом обществе в настоящее время. Одной из сторон этого проекта стала мечта о восстановлении Византийской империи в ее исторических пределах, о возвращении Константинополя.

Наибольшее распространение эти теории получили в кругу фанариотов, к числу которых относилась большая часть окружения греческой писательницы Пенелопы Дельты (Πηνελόπη Δέλτα, 1874-1941). Убежденными фанариотами были отец писательницы Эммануил Бенакис (Εμμανουήλ Μπενάκης, 1843–1929) и ее муж Стефанос Дельта. "Носителями «Великой идеи» на первых порах была небольшая часть, образованная элита общества и даже иностранцы" [Петрунина 2012].

Одним из идеологов "Великой идеи" был также премьер-министр Греции Э. Венизелос (Ελευθέριος Κυπιάκου Βενιζέλος, 1864-1936), политик, взгляды которого колебались от либерального республиканизма до консервативного монархизма. Несмотря на сложные отношения (отец писательницы когда-то служил министром финансов в первом правительстве Венизелоса а затем чуть не был казнен партией роялистов, а ее любимый человек – известный в Греции своими революционными взглядами писатель, греческий вице-консул Греции в Александрии – Ион (Иоанн) Драгумис (Ίων Δραγούμης, 1878-1920) – был убит фракцией Венизелоса в 1920 г.), личное знакомство с Венизелосом усиливает интерес писательницы к истории родной страны и привлекает ее к ведению архива «Элефтериос Венизелос, дневник, мемуары, переписки, записи» («Ελευθέριος Βενιζέλος, ημερολόγιο, αναμνήσεις, μαρτυρίες, αλληλογραφία»).

Политические успехи греческой дипломатии, благодаря которой правительству удалось присоединить Фессалию, значительную часть Эпира, Конические острова, вызвали энтузиазм у греческого общества и уверенность в скорой реализации проекта, но привело к ряду Балканских войн за Западную Фракию, Южный Эпир и Македонию. В результате территория греческого государство увеличилась, фактически, вдвое. Этот процесс борьбы греков за территориальное объединение разрозненных территорий в национальное государство находит косвенное отражение в византийской повести Пенелопы Дельты "Во времена Болгаробойца" ("Τον καιρό του Βουλγαροκτόνου", 1911), а также в одном из первых произведений Пенелопы Дельты - "Сказке без названия" ("Παραμύθι χωρίς όνομα", 1911), где описывается недавнее (1909 г.) восстание в Гуди, одном из исторических районов греческой столицы – Афин (повстанцы, под предводительством Димитриоса Раллиса, требовали воссоединения острова Крит с Грецией и реформирования Конституции).

Формирование "Великой идеи" и национальный вопрос в новом греческом государстве во многом формировался под влиянием Греческой православной церкви, которая в Османском государстве обладала значительными привилегиями, т.к. Константинопольский Патриархат имел право представительства интересов всех христиан на территории империи. Это значительно укрепляло позиции Православия и церкви в глазах греков, привыкших ощущать себя духовными и политическими лидерами в борьбе против Османской империи. Именно церковь оказывается силой, укрепляющей разрозненные политические силы в борьбе за Грецию, что символически фиксируется в повести Пенелопы Дельты "Во времена Болгаробойца": крест, подаренный главной героине Фекле императрицей, становится оберегом, защищающим ее от бед, именно в монастыре, в конце романа, она находит успокоение своей душе. Тем не менее, творчество писательницы носит светский характер, а христианская церковь в произведениях Пенелопы Дельты никогда не играет первой роли. Единственное, по сути, религиозное ее произведение - роман "Жизнь Христа" ("Η ζωή του Χριστού ", 1925), создание которого было бы невозможным без личной переписки писательницы с очень влиятельным в Греции священником Митрополитом Трапезундским Хрисанфом, впоследствии ставшим Архиепископом Афинским.

Для понимания греческой национальной идеи очень важно понимание причин идеологического противостояния кафаревусы и димотики. Кафаревуса многими греками воспринимается прежде всего как соединение современного и древнегреческого языков, как практическое воплощение ромейской теории. Димотика же объединяет греческую интеллигенцию в стремлении использовать живой народный язык для создания новой, национальной литературы, без которой невозможно становление греческого самосознания, невозможен процесс национальной самоидентификации.

Обращение к народному языку придает произведениям Дельты демократический характер, они вполне доступны как детям, так и не слишком хорошо образованным в своей массе грекам. И это, на первый взгляд, странно, ведь сама писательница принадлежит к интеллектуальной элите Греции. В ее окружении – самые известные образованные, творческие и высокопоставленные люди ее Родины. Именно в это время она знакомится с философом-материалистом Д. Глиносом и писателем Ф. Политисом, сторонниками димотики. Друг Пенелопы Дельты Ион Драгумис сотрудничал с популярной газетой "Нумас", сотрудники которой были сторонниками димотикизма.

Как и многие ее соотечественники, получившие европейское образование, свои первые произведения Дельта пишет не на греческом, а на французском языке. И путь к национальному языку был для нее достаточно долог. Выросшая в египетской Александрии, далеко от Греции, писательница в юные годы много путешествует по Греции. Для нее, жившей в бывшем античном центре эллинистической культуры, одном из первых центров раннего христианства, сменившим религию и греческую культуру на ислам и культуру арабскую, подобное путешествие становится настоящим открытием Родины предков, приобщением к истокам греческой цивилизации.

Первое произведение, написанное П. Дельтой на греческом языке, – небольшой рассказ "Горе ребенка" (1909). Поэтому неудивительно, что Пенелопу Дельту считают детской писательницей. Действительно, она пишет о детях, но главное, она пишет для детей, стремится привить им духовные ценности греческого народа, заинтересовать их историей Родины, воспитать в них преемственность национальных традиций. Она принимает участие в просветительской работе, пишет педагогические статьи, такие как "Размышления о воспитании наших детей" ("Στοχασμούς περί της ανατροφής των παιδιών μας", 1911). Мысль о необходимости воспитания юношества в духе любви и преданности Родине становится центральной в ее творчестве.

Желание друзей Пенелопы Дельты способствовать перерастанию "Великой идеи" в идеологию всего греческого народа привело к восприятию прежде всего идеологической, воспитательной роли художественной литературы. Впервые греческие писатели обращаются к жанру романа-воспитания, их не просто интересует проблема возмужания личности, их интересует жизнь героя с детских лет. Дети и подростки становятся героями самых разных произведений художественной литературы. Поэтому П. Дельта создает целый ряд книг, объединенных ностальгическими воспоминаниями о детстве. В художественной литературе популярными становятся произведения не столько о детях, сколько специально написанные для детей.

Безусловно, обращение П. Дельты к героической теме во многом связано с мыслью о необходимости патриотического воспитания собственных детей, воспитания у них интереса к истории их Родины, что, по мнению самой Пенелопы Дельты, обусловлено национально-просветительскими стремлениями самих писателей из ее окружения: "Родина – это вся нация и мы, каждый из нас, мы все незначительные частички этой нации" ("Η Πατρίδα είναι όλο το έθνος, και μεις, ο καθένας μας, είμαστε από ένα μόριο ασήμαντο του μεγάλου αυτού έθνους....») [Δέλτα 1992: 31].

Стремясь сделать свои книги интересными для юных читателей, сухие исторические факты П. Дельта преподносила занимательно, может быть, не столько в реалистической манере, сколько в увлекательной манере исторических романов в духе романтизма Вальтера Скотта и Александра Дюма-отца. Это была сознательная позиция: она считала что "В ребенке необходимо пробуждать любовь к жизни, уверенность в себе, силу воли" [Πιτούλη 2010].

Используя исторические мотивы, писательница без излишней назидательности рассказывает о мужестве и человеческом достоинстве. Ее вымышленные персонажи нередко оказываются благородного, знатного происхождения и служат эталоном поведения для простых людей. Здесь П. Дельта оказывается близкой к раннеантичному пониманию аристократизма как проявления родовой доблести, образца для простых людей. Именно такому истинному аристократу духа Алексиосу Аргиросу, герою повести "Во времена Болгаробойца" поручается чрезвычайно опасное задание освобождения от болгарских захватчиков греческого города Дурреса. Великое государство требует великой жертвы. И Алексиос жертвует своей жизнью ради Родины и победы над врагом. Только высокие нравственные качества позволяют ему ценою собственной жизни добиться успеха.

Интерес Дельты к Византийской истории во многом обусловлен перепиской с известнейшим византологом Леоном-Густавом Шлюмберже (фр. Gustave-Léon Schlumberger, 1844-1929). Именно его исторические сочинения сыграли немалую роль в появлении наиболее известного византийского произведения писательницы – повести "Во времена Болгаробойца".

Действие повести относится к трудному для греков времени – противостоянию между Византей и Болгарией в X-XI вв., что позволяет писательнице заставить юных читателей задуматься над вечными проблемами добра и зла.

Описание гибели в 991 г. византийского командующего г. Салоники Григория Таронита при попытке спасти своего сына Ашота, захваченного в плен царем Самуилом позволило писательнице поговорить с читателями о военном мужестве защитников города и отцовской любви, о противостоянии государственных и личных интересов.

События в романе, такие как переход на сторону врагов Ашота, сына защитников города, его женитьба на дочери врага - царя Самуила, а также его назначение правителем города Дурреса (на территории современной Албании), отвоеванного у греков, позволяли размышлять о тонкой границе между политической необходимостью, государственными интересами и предательством. Сдача Ашотом города византийцам, в этих условиях, становится в глазах писательницы не столько историческим фактом, сколько исторической справедливостью, восстановлением греческой государственности.

Любовь к Родине становится наивысшим мерилом нравственных ценностей. Дисгармония, вызванная смертью главного героя в повести уничтожается упорядочением космоса, символом которого становится восстановление византийской государственности города, целостность и незыблемость Византийской империи.

Наиболее яркую картину греческой истории П. Дельта рисует в повести "Для Родины" ("Για την Πατρίδα", 1909). Для нее история Византийской империи – предмет национальной гордости, время, когда ее Родина была самым и могущественным сильным государством, государством просуществовавшим дольше всех известных империй, немногим менее полутора тысяч лет, государством, сравнимым по величию только с империей Александра Македонского.

Для облегчения понимания событий в своих книгах, П. Дельта вводит говорящие имена, что помогают юным читателям правильно оценивать поступки героев. Подобная маркировка персонажей по принципу "свой/чужой", например, характерна для повести "Тайны болота" ("Τα μυστικά του βάλτου ", 1937): здесь появляется царь вымышленной страны «Страны фаталистов» («Χώρα των Μοιρολάτρων») – Астохастос (с греч. «αστόχαστος» – опрометчивый, неразумный) или, как в ранних изданиях Асилогистос (греч. «ασυλλόγιστος» – безрассудный), неспособный управлять государством. Его супруга, царевна Палаво (η Παλάβω, греч. «παλαβωνω» – сводить с ума, выходить из равновесия) не может быть воспитательницей их сына, наследника престола.

Сделано это, безусловно, для облегчения понимания главной идеи повести. Недостаточно освободить страну от врагов, для ее процветания необходимо организовать дееспособное правительство. В сказочном, вымышленном королевстве, которое разорилось и находится на грани разрушения, выживающего только при помощи соседних королевств, правление неподготовленного к управлению монарха приведет к поражению в политических играх всего государства. Поэтому новому царю помогают навести порядок в королевстве, и его учат мудрости, настоящего правителя, убеждают служить интересам королевства цари-покровители молодого монарха – это его двоюродный брат и дядя, явно аллегорические фигуры западно-европейского происхождения. В результате наследник престола получает символическое имя Синетоса (Συνετός, греч. «συνετός» – разумный или мудрый).

Если учесть, что развитие греческой национальной "Великой идеи" напрямую связано с борьбой политических кланов, ориентированных еще в XIX на поиски покровительства Великобритании, Баварии и России, то будущее своей страны Пенелопа Дельта явно видит в политическом союзе с европейскими странами.

Безусловно, греческая "Великая идея" находилась в конфликте интересов других балканских народов, не соответствовал геополитическим интересам европейских стран. Провал попыток добиться этого вооруженным путем привел к полному провалу, получившему название Малоазийской катастрофы. Греки не могли противостоять всему миру. После создания светского турецкого государства младотурками по Лозаннскому договору 1923 года, изменения геополитической ситуации в мире, греческая политическая элита потеряла надежду на реализацию "Великой идеи". Тем не менее, интерес греков к "Великой идее" и национального противостояния захватчикам получит подтверждение и развитие в середине ХХ века, когда вместо болгарских и османских оккупантов на территории Греции появятся сначала итальянские, а затем немецкие фашисты.

 

Литература

  1. Петрунина О. Е. Национальная идея в формировании греческого государства в конце XIX – начале ХХ вв. / Ольга Евгениевна Петрунина. – [Электронный ресурс]. URL: http://cheloveknauka.com/natsionalnaya-ideya-v-formirovanii-grecheskogo-... (дата обращения: 14.09.2015).
  2. Πιτούλη Β. Πηνελόπη Μπενάκη – Δέλτα: οικογενειακή και πολιτική ιστορία, συγγραφικό έργο, αγώνες δημοτικισμού / Πιτούλη Βασιλική / [Электронный ресурс] http://bibliofagos.vasilikipitouli.gr (дата обращения: 29.11.2010).
  3. Δέλτα Π. Σ. Για την Πατρίδα / Πηνελόπη Δέλτα. – Под ред. Βιβλιοπωλείον της «Εστίας», I. Δ. Κολλάρου & Σίας – Αθήνα, 1992. – 111 σελ.
Русский